Главная В стране и мире Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций

Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций

17 second read
0
0
2

В комедии дель арте есть только один закон — чтобы народ, то есть зритель, не скучал и не покидал площадку. На премьере в театре Наций все до единого смотрели на действо с неприкрытым интересном, оставаясь до конца. Время от времени к залу обращались с вопросами, правда, риторическими: «Вы же все понимаете, что происходит?». При этом всячески уводили от традиционного представления о Тургеневе и его прозе. Чтобы совсем не забронзовел Иван Сергеевич. А то ведь до чего дело дошло — даже у собачки Му-Му несколько памятников по миру (один даже во Франции), и об этом не без доли юмора (жанр — комедия) говорится в спектакле Крымова.

Ни один кинорежиссер мира не выбрал бы Алексея Верткова на роль Ивана Тургенева (кинематограф в постановке тоже фигурирует как альтернатива театру, причем кинематограф в лице Анджея Вайды). Вне всякого сомнения, ведущий актер Студии театрального Искусства Вертков — мастер, но ни одного внешнего сходства с классиком. Не будем описывать легендарную красоту Ивана Сергеевича, его высокий рост, стать и благородную бороду с сединой, чтобы сравнить со скромной, ничем не приметной внешностью Алексея Верткова, но театр не кино, которое добивается правдоподобия, а царство фантазии, юмора, импровизации, путешествия во времени.

Крымов в своей постановке совершает такие кульбиты с Тургеневым и с его героями, что зритель забывает — какой сегодня век, год и день. Спектакль называется «Му-Му», и собачка, ставшая жертвой жестокой барыни, что называется, «виртуально» проходит через всю постановку. Но есть еще девушка Маша (актриса Мария Смольникова), которую почему-то называют Му-Му, и которая главным образом сидит на сцене, по-собачьи сложа ручки и периодически издавая характерные собачьи звуки. По некой философии, несчастная Му-Му через 200 лет могла перевоплотиться в очаровательную девушку — племянницу театрального режиссера (его также играет Алексей Вертков и, судя по намекам, он и есть Дмитрий Крымов). Му-му все время задает «дурацкие» вопросы и путается под ногами. Собака считается умным животным, лучше других понимающим человека, но все же она — не человек.

Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций

Георгий Безбородов

Крымов в своей постановке совершает такие кульбиты с Тургеневым и с его героями, что зритель забывает — какой сегодня век, год и день

Девушка Му-Му в спектакле Крымова намного умнее и лучше Шарикова из пьесы Булгакова «Собачье сердце»: все-таки ее не опытным путем превратили в человека, а прошло 200 лет цивилизации. Давно нет крепостного права, рабства, хотя многие люди по-прежнему безропотно выполняют приказы своих начальников и «топят», пусть не животных, но своих же коллег или конкурентов. Человек человеку — волк, и так было при Тургеневе, и осталось по сей день. Поэтому режиссер в качестве аллегории вывел на сцену не только собак разных пород, но и волка. Девушка Му-Му — или Маша — тоже живет среди волчьей стаи — за кулисами современного театра. Точнее, это даже не стая, а табор, где каждый вроде бы и участник процесса — создания спектакля, а в то же время — свободный художник с завышенными амбициями. А ведь так в театре часто бывает — все гении, и даже рабочие сцены, и режиссеру приходится находить подход к каждому члену команды, что он изо всех сил и пытается делать в приглашенном театре.

«А где же Герасим?» — спросит любопытный зритель. В левом углу сцены сидит и что-то делает. Герасим появляется самым первым и остается до конца. Ему суждено сыграть роль того самого оружия, которое должно выстрелить и убить. Именно оружия, а не убийцы. И он невольно исполнит свою роль, как ее в произведении Тургенева исполнил крепостной немой мужик. Только если у Тургенева Герасим выполнял приказ хозяйки, причем самым странным образом (почему бы ему не уйти вместе с Му-Му, ведь все равно он ушел, а точнее, сбежал, и об этом группа «Несчастный случай» поет песню «За что Гераcим утопил Му-Му?»), то в спектакле происходит то, что, увы, нередко случается в нашей современной жизни — «ЧП». Мы же все живем в ожидании самого страшного, и оно происходит по некому Закону.

Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций

Георгий Безбородов

Девушка Му-Му — или Маша — тоже живет среди волчьей стаи — за кулисами современного театра. Точнее, это даже не стая, а табор, где каждый вроде бы и участник процесса — создания спектакля, а в то же время — свободный художник с завышенными амбициями

Нетрудно догадаться, что жертвой становится опять-таки «Му-Му». Теперь уже девушка Му-Му. Ну, не вписалась она в современную реальность. Хотя у нее есть и айпад, и дядя — режиссер, и она — москвичка (вспомним, что действие «Му-Му» происходит как в Москве, так и в деревне), и все-таки она — везде лишняя, всем чужая, неловкая, нелепая и неудобная. Поскольку Крымов взялся поставить все-таки комедию, то жалеть Му-Му так, как мы жалеем собачку в произведении Тургенева, не приходится. Уж очень она условна — девочка Му-Му — виртуальна, и больше — маска, чем человек. Она — как Буратино из сказки Алексея Толстого: мальчик-бревно. Или как Артемон из той же сказки — вроде пес, а вроде мальчик. В спектакле есть параллели с теорией Дарвина, которая была очень популярна во времена Тургенева и которую хорошо знал герой его романа Базаров. «Человек происходит от обезьяны», а значит, не так сильно мы отличаемся от четвероногих братьев.

Спектакль Крымова «Му-Му», несмотря на свою легкость, наполнен философией, историей и, конечно, литературой. Но в данном случае все серьезное, научное, — не на поверхности, а между строк.

Нельзя не сказать о замечательных актерских работах Алексея Верткова, Марии Смольниковой, Алины Ходжевановой, словом, всех. Впрочем, в комедии дель арте очень важен актерский ансамбль, и в спектакле Крымова он есть.

Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций

Георгий Безбородов

Герасиму суждено сыграть роль того самого оружия, которое должно выстрелить и убить. Именно оружия, а не убийцы

Некоторые найдут эту постановку несколько странной. Но для придирчивых и очень рассудительных Крымов приготовил много приятных сюрпризов, в частности, невероятной красоты декорации неба, грома и настоящий костер. Спектакль — зрелищный, забавный, но при этом не без философии, включая учение Маркса и Энгельса «Теория классов». Ну, и театр — это тоже не балаган, а целая наука, с элементами которой знакомит зрителя Дмитрий Крымов.

Загрузить больше публикаций
Загрузить еще от Олег Приходько
Загрузить еще в В стране и мире

Смотрите также

Гений с пеленок. Как вырастить вундеркинда

Все любящие и заботливые родители желают своим детям только благополучия и успешного разви…