Главная Интересное Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках…

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках…

18 second read
0
0
0

Я не очень охотно посещаю музеи. А почему? Да потому, что экспонаты не всегда можно трогать, тем более брать в руки, стеклянные витрины отсвечивают и рассматривать их не совсем удобно, а то и фотографировать запрещено. Часто интересные объёмные артефакты обтянуты цветной лентой, чтобы никто не переступил грань, к табличкам с надписями надо присматриваться. А ещё может потому, что музеи, галереи, выставки — это всегда немного скучно. А ещё о музеях рассказывать сложно, дабы не всегда всё запомнил, или даже понял. Для этого надо заглядывать в Википедию, а это уже скучно читателю, ведь личностный текст и казённый сразу отличается. Но иногда бывает так, что ты ставишь себе цель попасть в какой-либо очень необходимый музей, чтобы рассказать о нём без Википедии, и ждёшь-не дождёшься, когда там будешь. Именно в такой музей я стремилась.
***
Национальный музей антропологии – самый известный музей в Мехико и, пожалуй, во всей Мексике. Каждый год два миллиона туристов приходят сюда. По этой важной причине он считается одним из самых посещаемых в мире. Разве я могла пройти мимо?
Добиралась на метро до станции Ouditorio. Вышла на тенистую широкую аллею и прошла два квартала, как здесь говорят, два светофора. Уже сама аллея до главного мексиканского музея стала интересным объектом. Древние каменные монолиты с вырезанными орнаментами и ликами выставлены прямо вдоль пешеходной дорожки. У каждого перекрёстка полиция дежурит, камни стережёт, так я подумала. А то ведь ничего не стоит камень в грузовик погрузить и «досвидос»! Помимо камней по аллее установлены всякие интересные статуи в виде разнообразных колоколов и фигур.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Так засмотрелась, что чуть мимо музея не прошла. Но статую Тлалока – Бога Дождя – мне указали полицейские. Перевезли её из Теотиуакана, древнего города ацтеков, и установили при входе в антропологический музей в 1964 г. Странное событие сопровождало установку монолита. Когда из оврага подняли 200-тонного колосса, то индейцы сопротивлялись властям и просили не тревожить древнего Бога. Тем не менее статую Тлалока укрепили и повезли. Толпы индейцев бежали вслед и умоляли оставить их Бога в покое. Мексиканцы обращались в католицизм во времена конкистадоров и очень набожны до сих пор, но свои языческие верования, связанные с древними Богами, они никогда не оставят. В этот момент неожиданно хлынул страшный ливень, которого Мехико не помнило до того и не видело после установки статуи. Катаклизм помнят до сих пор и связывают его с проклятием Тлалока.
Я благоговейно смотрела на этот мегалит и никак в толк не могла взять, как его можно было сюда перевезти за 50 километров от Теотиуакана?

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

При входе под гигантскую широкую арку музея посидела у фонтана с радугами и собралась с мыслями. Я знала, что увижу великие реликвии индейцев, и больше половины из них считаются священными, намоленными людьми за многие века. Ещё я знала, что увижу захоронения древних народов в виде скелетов, а это мне слабо! Так же я ожидала мумий, и меня просто передёргивало от этой мысли, но кроме страшилок будет масса редких и удивительных экспонатов, которых я больше нигде не увижу.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Для того, чтобы рассказывать о музеях, нужно быть достаточно компетентным в этом вопросе, но а коль я не историк и не антрополог, то и рассказ мой будет без глубоких знаний предмета.

Вошла на главную площадь музея и залюбовалась фонтаном, падающим откуда-то сверху, бриз от него и прохлада была всем приятна. По периметру площади расположены залы с экспонатами. Музей представляет 12 культур страны. Только его площадь составляет 93 371 квадратный метр! Это, разумеется, с его парковой зоной, которая расположена на задворках музея. Она совсем не пустует, там находятся совершенно уникальные сюрпризы для посетителей.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Никто не знает числа экспонатам, ведь в хранилищах-запасниках несметное количество артефактов. Их нужно разбирать, реставрировать, регистрировать и выставлять в залах. На это уходят десятилетия. Экспонаты поступают в коллекцию постоянно и, похоже, они никогда не закончатся, ведь Мексика – это колыбель древних и очень развитых цивилизаций, а они после себя оставили несметные сокровища историкам и нам. Здесь, под ногами, руины их городов. Ушедшие культуры совсем рядом с нами. Это стало для меня открытием, которое потрясло. Тут надо просто копать..
Я понимала, что не готова к той информации, которая меня ожидает. История Мексики исчезает в тысячелетиях, и лично для меня изучить её абсолютно невозможно. Вот, начала неспешно, а рассказать трудно. Целый день я провела среди экспонатов древних культур.
 

Понравилось очень. Интересно подобранные коллекции посуды, украшений, одежды, статуй, предметов культа и еще очень многого, просто окунают во времена великих цивилизаций. Я переходила из зала в зал и старалась ничего не пропустить. Что-то мне было уже знакомо с чужих фотографий, а что-то видела впервые. Поражали экспонаты из камня и вышитые бисером сложные маски, кресты, фигуры животных.
 

Священная змея бигора представлена здесь повсеместно у каждой древней культуры. Атрибуты праздников, спортивных состязаний, жертвенных обрядов разложены под стеклом и развешены по стенам.
 

Древние жители Мезоамерики украшали маски, игрушки, панно, праздничную и ритуальную одежду бисером.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Что тут удивительного? Ничего. Мы тоже расшиваем бисером всякие поделки. Дело в другом. В те давние времена не было стекляшек и пластмассы, а бисер изготавливали из драгоценных и полудрагоценных камней. Поэтому все бисерные изделия древних умельцев ни что иное, как драгоценности, принадлежащие нынешним государствам.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Трёхмерное пространство тоже придумано не нами. Древние ацтеки прекрасно могли ткать трёхмерные рисунки на тканях для дворцов царей, оракулов и колдунов. Они меня убедили. Мы пользуемся компьютерной графикой, а они использовали свои руки и мозги. Пространство 3D пришло к нам из древности. Не только народы Мезоамерики представляли себе подобную технику исполнения. Ещё египетские арабы ставили зеркало перед зеркалом и рисовали бесконечность.
 

Думаю, что они не единственные, просто мы мало знаем.
В музее постоянно ведутся реставрационные работы невзирая на посетителей.
В одном из залов спросила служащего об интересных экспонатах в виде маленьких фигурок самолётов из золота. Я об этом читала ранее, но как-то не могла вспомнить, в каком музее находятся самолётики. Ведь в Мексике на каждых раскопках имеется обязательно свой музей, а объектов раскопок здесь не сосчитать. Служащий оказался в затруднительном положении. Он стал звонить в другие залы и спрашивать о самолётиках. Результата не было и я решила, что сморозила глупость по своему невежеству. Поблагодарила, извинилась и пошла в следующие залы.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

И что вы думаете? В зале Cultura del Norte я наталкиваюсь на самолёт! Только не золотой, а разукрашенный! Но всё равно самолёт в представлении древних индейцев! Он был за стеклом, и я не могла понять, из какого материала сделана фигурка, но я нашла самолёт. Его форма абсолютно точно походила на современные лайнеры, только вместо шасси торчали две палочки, как ножки у стула.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Откуда древние могли знать о самолётах? Где они их видели? Это маленькое чудо болталось на леске прямо перед моими глазами, и я не могла отвести взор, так и сверлила взглядом столь редкую находку.
Были здесь мумии и скелеты, в идеале перенесённые с места раскопок массовых захоронений рабов или пленных, а так же из одиночных склепов царственных особ. Всё убранство и позы останков полностью сохранены. Здесь можно спускаться в полуподвальные помещения с мягким светом и смотреть, смотреть…

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

А можно подняться наверх. Второй этаж музейного города, не побоюсь этого выражения, занимают красочные композиции из жизни народов Мексики. Сцены деревенской жизни, религиозные обряды и праздники представляют собой яркие макетные декорации. Все фигуры созданы в естественном отображении, они олицетворяют порядки и обычаи современной Мексики. Скажу честно, мне было жутковато бродить почти в полном одиночестве по второму этажу целого города скульптур в точности похожих на нас с вами. Порою лица казались живыми, и мимика проскальзывала в мёртвом облике.
 

В одном из патио установлены фрагменты оригинальных дворцов майя. Их привезли сюда и восстановили на территории музея под открытым небом. Дворцы майя я себе всё-таки как-то рисовала приблизительно похожими, основываясь, конечно, на разных картинках.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Но то, что внутренние комнаты будут столь ярко окрашены – даже не могла подумать. А тут вдруг такую яркость увидела! К тому-же интересный момент – все внутренние комнаты имели контуры усечённых пирамид.
 

Вроде ты внутри пирамиды стоишь. Вот уж эти пирамиды! Как только развитая цивилизация – так обязательно пирамиды у них везде!
 

Круглые гигантские «головы ольмеков» я трогала здесь своими руками, заходила в помещения, где возлегали цари майя и заглядывала в каменные глаза бигоры. Таким сюрпризом порадовал меня задний двор и сад музея.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Среди экспонатов под открытым небом росли кактусы разных форм и размеров. Они замечательно сочетались с камнем. И те и другие являются долгожителями. Если мексиканским артефактам по 500 лет и более, то кактусы в возрасте им никак не уступают. Живут они долгую жизнь. Некоторые виды этих растений живут до 600 лет.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Ещё один экспонат требует отдельного рассказа – это полный комплект костей императорского мамонта! Нашли его совсем недавно, в 1954 году, у поселения Санта Изабель Изтапан (Santa Isabel Iztapan) на берегу озера Texcoco.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Гигантские бивни, череп и все части скелета находятся в камере под стеклом прямо под ногами у посетителей. Двигаясь по периметру ниши, можно во всех подробностям рассмотреть доисторического гиганта.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Но не подумайте, что музей тем и заканчивается. На его территории имеется ресторан, здесь, на центральной площади музея, можно купить лёгкий перекус и прекрасно провести время у роскошного фонтана в виде падающего сверху ливня.
За целый день в музее я даже устала от созерцания разнообразных предметов. Все статуи, фрески, ткани, украшения, названия культур, поселений, праздников, предметы быта, изделия из кожи, скелеты, кости, мумии просто смешались у меня в мозгу.

Про бога Тлалока, драгоценный бисер, самолёт на ножках...

Разобраться с этим не представлялось возможным, но моё любопытство насытилось. Пожалуй, это один из интереснейших музеев, которые я когда-либо посещала.

Загрузить больше публикаций
Загрузить еще от Валерия Кутова
Загрузить еще в Интересное

Смотрите также

Никарагуа. Вулканобординг: что это такое и с чем его катают.

Какие первые мысли у вас возникают при слове «вулканобординг»? Если вы представили человек…